Бензонасос автомобиля: что это такое?
Бензонасос перекачивает топливо из бака в двигатель и поддерживает необходимое для работы всей системы давление. Как правило, он не требует регулярного обслуживания на ТО и при правильном уходе способен прослужить не одну сотню тысяч километров. Поломка топливного насоса обычно фатальна — ведь при полном выходе из строя автомобиль попросту не заведется. Разбираемся, какие бензонасосы существуют и как понять, что с ним что-то не так.
Что такое бензонасос?
Бензонасос (или топливный насос) — ключевой компонент топливной системы автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Его задача — точно дозировать количество топлива и подавать его к карбюратору или форсункам под заданным давлением, обеспечивая стабильную работу мотора, будь то на бензине или дизеле.
Типы бензонасосов
Существует два основных типа топливных насосов — механические и электрические. Первые применяются в автомобилях с карбюраторной системой, вторые — в моделях с инжектором.
Механический бензонасос
Механические насосы активно применялись в машинах прежнего поколения, таких как ВАЗ-2101 по 2107. Эти устройства просты по конструкции, но надёжны и неприхотливы в эксплуатации.
Основой служит металлический корпус с ручным рычагом для подкачки топлива. Внутри располагается пружина, на которую воздействует шток, соединённый с гибкой диафрагмой. В верхней части находятся впускной и выпускной клапаны, а также два штуцера: один подаёт топливо из бака, второй направляет его к карбюратору.
Работа узла строится на взаимодействии с распределительным валом двигателя:
-
Кулачок на валу толкает шток насоса;
-
При нажатии шток вместе с мембраной опускается, создавая разрежение в камере;
-
Это вызывает открытие впускного клапана, и топливо засасывается внутрь;
-
После чего механизм возвращается в исходное положение;
-
Давление в камере возрастает, впускной клапан закрывается, а выпускной открывается;
-
Топливо поступает к карбюратору, а оттуда — в цилиндры двигателя.
Работа такого насоса напоминает принцип, по которому действует рессора на Ситроен — простое, но продуманное устройство, обеспечивающее надёжную и плавную работу даже при постоянных нагрузках.
Электрический топливный насос
С приходом инжекторных систем механические топливные насосы уступили место электрическим. Причина проста: топливо теперь подаётся к форсункам под высоким давлением, а значит, требуется более точный и стабильный режим работы, который может обеспечить только электроника.
Чтобы система функционировала эффективно, в современных автомобилях применяются два основных компонента:
-
Электрический топливный насос, отвечающий за перемещение бензина к мотору;
-
Топливный насос высокого давления (ТНВД) с механическим приводом — он создаёт необходимое давление перед поступлением топлива в форсунки.
Электрические насосы различаются по принципу действия и внутреннему устройству.
Основные типы:
-
Роторно-роликовые — состоят из электродвигателя с вращающимся ротором и системой роликов, которые создают нужное давление;
-
Шестеренчатые — включают в себя пару шестерён, размещённых внутри корпуса и обеспечивающих подачу топлива;
-
Центробежные — работают за счёт крыльчатки с лопастями, которая закручивает топливо в камере и создаёт поток.
Выбирая детали для автомобиля, важно уделять внимание не только топливной системе. Например, если планируете купить рессоры на Фиат, стоит учитывать специфику подвески и нагрузку, на которую она рассчитана — это напрямую влияет на комфорт и управляемость машины.
Где находится бензонасос?
Теоретически топливный насос можно разместить в любой части системы подачи топлива. Но на практике чаще всего его устанавливают в одном из трёх мест: прямо на двигателе (что характерно для старых карбюраторных моторов), около бензобака или же непосредственно внутри него — в виде погружного насоса.
Если вы решили найти бензонасос самостоятельно, сначала загляните под капот — в автомобилях с карбюратором он может быть там. В более современных машинах модуль размещён ближе к задней части. Иногда доступ к нему упрощён: под задними сиденьями в салоне предусмотрен специальный люк, через который можно добраться до насоса. В других случаях придётся лезть через багажник или даже снимать топливный бак полностью.
Кстати, если вы занимаетесь ремонтом самостоятельно и одновременно интересуетесь, например, ценой рессор на Форд, то стоит сразу закладывать бюджет не только на подвеску, но и на возможные замены топливной системы.
Как работает бензонасос?
Электрический топливный насос получает питание от бортовой электросети автомобиля. Обычно его размещают либо прямо в топливном баке, либо на раме рядом с ним — в зависимости от конструкции машины.
Внутри устройства два ключевых элемента: сам насос и электродвигатель. Когда вы поворачиваете ключ зажигания, электричество поступает к насосу. Двигатель начинает вращаться, запускает механизм перекачки, и топливо начинает своё движение из бака к мотору.
Насос создаёт достаточно сильное давление, чтобы топливо без проблем прошло через все фильтры и трубки вплоть до форсунок. Благодаря этому двигатель получает ровно столько бензина, сколько нужно, а автомобиль работает стабильно и без перебоев.
Почему бензонасос не работает?
Хотя топливный насос рассчитан на длительную службу, он всё же подвержен поломкам. Влияет на это целый ряд факторов — начиная от некачественного бензина и заканчивая привычкой ездить на почти пустом баке. Если насос полностью выйдет из строя, автомобиль попросту не заведётся, поэтому важно заранее распознать тревожные сигналы:
-
Проблемы с запуском двигателя. Если насос не качает бензин должным образом, мотору просто нечем работать. Запуск станет затруднённым, а то и вовсе невозможным.
-
Нестандартные звуки из района бака. При неисправности насос может издавать резкие и пронзительные звуки. В норме он работает почти бесшумно, с лёгким гулом. Если слышен свист или визг — стоит насторожиться.
-
Двигатель троит и глохнет. При нехватке топлива в системе обороты начинают "плавать", машина ведёт себя нестабильно. Это может сопровождаться вибрациями под капотом.
-
Неожиданная остановка. Если насос перестаёт подавать топливо, двигатель заглохнет. Обычно это происходит не сразу — поломке предшествуют другие симптомы.
-
Перегрев двигателя. При нехватке топлива двигатель работает с нагрузкой, что провоцирует рост температуры. Панель приборов сразу подскажет о перегреве.
-
Нестабильность при нагрузке. При активной езде или перевозке тяжёлого груза проблема проявляется особенно ярко: автомобиль может ехать рывками, плохо разгоняться или вовсе останавливаться.
Если вы любите ремонтировать авто самостоятельно, возможно, вас также заинтересует, где купить рессоры на Хино — ведь проблемы с подвеской и топливной системой часто идут "рука об руку", особенно при эксплуатации коммерческого транспорта.
Как проверить бензонасос?
Проверка электрического бензонасоса включает в себя несколько этапов, позволяющих определить его работоспособность и исключить возможные неисправности.
-
Прослушивание работы насоса при включении зажигания. При повороте ключа в замке зажигания должен быть слышен характерный гул – это означает, что насос включается и начинает качать топливо. Отсутствие звука может свидетельствовать о проблеме в системе питания или самом насосе.
-
Измерение давления топлива. С помощью специального манометра можно определить, соответствует ли давление в топливной системе допустимым значениям. Обычно оно находится в диапазоне от 30 до 80 psi, в зависимости от модели автомобиля. Пониженное давление может указывать на частичный или полный выход бензонасоса из строя.
-
Проверка напряжения на клеммах насоса. Для этого отсоединяют провода от насоса и подают питание напрямую от аккумулятора. Если насос начинает работать, это говорит о его исправности. Однако этот метод не исключает наличие других проблем в цепи питания.
-
Контроль наличия тока в цепи. С помощью мультиметра проверяется, поступает ли электрический ток на контакты насоса. Отсутствие напряжения может быть связано с неисправным реле, повреждением проводки или сбоем в блоке управления.
Если вы не уверены в правильности выполнения этих процедур, рекомендуется обратиться к квалифицированному специалисту. Опытный автомеханик проведёт диагностику и точно определит источник проблемы.
Как снять топливный насос?
Когда установлено, что топливный насос подлежит замене, необходимо правильно выполнить его демонтаж. Прежде всего, потребуется обеспечить доступ к топливному баку, для чего автомобиль нужно приподнять с помощью подъёмника или домкрата.
Затем необходимо слить оставшееся топливо из бака, чтобы избежать протечек и облегчить демонтаж. После этого бак освобождают от фиксирующих хомутов и аккуратно опускают вниз. Также требуется отключить все электрические разъёмы и топливные трубки, подходящие к баку.
На финальном этапе останется только снять сам насос, отсоединив его от креплений внутри бака. Далее можно приступать к установке нового элемента.
Как поменять топливный насос?
Для корректной работы топливной системы важно правильно установить новый топливный насос. В современных моделях автомобилей зачастую не требуется разбирать сам насос, так как его замену осуществляют целиком, меняя агрегат в сборе.
Процесс установки нового насоса начинается с демонтажа старого устройства, после чего нужно выполнить все шаги в обратном порядке. Для этого необходимо установить насос на место, зафиксировать его стопорным кольцом и аккуратно поднять бак к днищу автомобиля. Далее следует подключить все топливные трубки и электрические соединения.
После этого бак крепится обратно к кузову автомобиля. На финальном этапе заливается немного топлива, чтобы проверить систему на возможные утечки. Если все в порядке, можно приступать к полноценной эксплуатации машины.
Если в процессе работы над автомобилем вы решите обновить и другие компоненты, например, подвеску, то всегда можно купить рессоры на Хендай, чтобы улучшить комфорт и безопасность.
Как проверить давление топливного насоса?
Одной из частых проблем в работе топливной системы является недостаточное давление в дизельном топливном насосе. Давление в системе должно быть не менее 3 бар. Для проверки давления наиболее точным методом является использование манометра, который позволяет измерить давление непосредственно в топливной рейке. Полученные данные следует сравнить с установленными нормами для конкретной модели автомобиля.
Проверка давления помогает выявить такие неисправности, как поломка регулятора давления в рампе, повреждения самого топливного насоса или чрезмерное загрязнение фильтра, что может существенно повлиять на работу всей системы.
Как проверить работу топливного насоса?
Для диагностики работы топливного насоса существует несколько методов. Один из самых простых — это демонтаж насоса с его подключением к аккумулятору на несколько секунд. Если при этом слышится характерное жужжание, это говорит о том, что насос ещё функционирует. В случае отсутствия звука возможной причиной неисправности могут быть загрязнения в фильтре или других компонентах системы. Если же насос не работает, его необходимо заменить. После установки нового насоса, если система всё равно не начала функционировать, стоит проверить уровень топлива и состояние электрических соединений.
Срок службы бензонасоса
Срок службы топливного насоса зависит от множества факторов, включая качество используемого топлива, условия эксплуатации автомобиля и регулярность технического обслуживания. Минимальный ресурс насоса обычно составляет 100 000 км, однако на практике он может прослужить до 200 000 км и дольше.
При возникновении признаков неисправности важно вовремя провести диагностику и устранить поломку.
Как продлить срок службы бензонасоса?
Бензонасосы — это, как правило, довольно надёжные устройства, но и они подвержены поломкам. Причины могут быть разнообразными — от заводских дефектов до использования некачественного топлива.
Чтобы продлить срок службы бензонасоса или хотя бы снизить вероятность его поломки, следует соблюдать несколько простых рекомендаций:
-
Не ездить на пустом баке. Регулярная эксплуатация с минимальным уровнем топлива может негативно повлиять на работу бензонасоса и всей системы. Топливо помогает охлаждать насос, поэтому старайтесь не опускаться ниже отметки в четверть бака.
-
Заправляться на проверенных АЗС. Качество топлива напрямую влияет на работоспособность топливной системы. Рекомендуется заправляться на проверенных заправках, а если возможно — всегда в одном и том же месте, чтобы минимизировать риск загрязнений.
-
Поддерживать чистоту бензобака. Внешние загрязнители, такие как песок, грязь, пыль и особенно вода, могут сильно повредить топливопровод. Для обеспечения чистоты бака периодически можно проводить его промывку.
-
Регулярно менять фильтры. Меняйте топливные фильтры согласно рекомендациям по обслуживанию автомобиля. Если в ходе ремонта топливной системы обнаруживаются проблемы, полезно будет заменить как фильтры грубой, так и тонкой очистки.
-
Контролировать состояние электрики. Современные бензонасосы работают от электрического мотора, и нарушение контактов или нестабильное напряжение могут привести к поломке. При подозрениях на неисправность проводки лучше сразу обратиться в сервис.
Кроме того, если вы занимаетесь ремонтом или обновлением компонентов своего автомобиля, не забудьте, что можно купить рессоры на Ивеко, чтобы улучшить подвеску и повысить комфорт на дороге.
Заключение
Бензонасос является важнейшим компонентом топливной системы, отвечающим за подачу топлива в двигатель. Любые неисправности, касающиеся самого насоса или его питания, могут вызвать проблемы при запуске двигателя или даже сделать его запуск невозможным. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо регулярно проверять состояние насоса и оперативно устранять возникшие поломки.