08.04.2025

Автоматическая коробка передач (АКПП): что это?

Автоматическая коробка передач (АКПП): что это?

Автоматическая коробка передач (АКПП) пользуется большей популярностью среди водителей благодаря своей удобности по сравнению с механической трансмиссией. В этом материале объясним, что представляет собой АКПП, какие преимущества и недостатки у нее есть, как работают три основных типа автоматических коробок и чем они отличаются друг от друга. Также расскажем, как правильно эксплуатировать автомобиль с «автоматом».

Что такое АКПП?

Коробка передач — это устройство, которое передаёт крутящий момент от двигателя к колесам автомобиля. В случае с автоматической коробкой передач (АКПП) этот процесс происходит без участия водителя. В отличие от механики, где требуется использовать обе ноги, переключать передачи вручную и управлять сцеплением, в машине с АКПП всё проще: достаточно одной ноги, чтобы нажимать на газ или тормоз, и можно спокойно рулить. Именно за счёт этого автоматическая трансмиссия, являясь самой популярной в мире, делает управление автомобилем более удобным и комфортным.

Именно поэтому водительские права, полученные после обучения на автомобиле с автоматической коробкой передач, не позволяют управлять машиной с механикой — для этого потребуется дополнительное обучение. А вот перейти с механики на автомат куда проще. Хотя поначалу это может показаться непривычным: меньше действий, которые нужно контролировать, и значительно меньше физической нагрузки, особенно в условиях городского движения, где часто приходится тормозить и ускоряться.

Как управлять АКПП?

Классические автоматические коробки передач и вариаторы обычно оснащены четырьмя основными режимами, которые выбираются с помощью селектора в салоне:

  • P (Parking) — режим парковки. При его активации трансмиссия блокируется, и автомобиль фиксируется на месте. Однако при остановке на уклоне рекомендуется дополнительно задействовать ручной тормоз.

  • R (Reverse) — задний ход. Этот режим можно включить только при полной остановке машины, чтобы избежать аварийных ситуаций.

  • N (Neutral) — нейтральная передача. В этом положении двигатель не соединён с колёсами, как и в аналогичном режиме у «механики». Его можно использовать для буксировки автомобиля на короткие расстояния или перемещения вручную, но завести двигатель таким способом не получится.

  • D (Drive) — основной режим движения. Передачи переключаются автоматически без участия водителя.

Кроме того, в роботизированных трансмиссиях и в большинстве современных автоматов предусмотрен дополнительный режим — ручное управление передачами. Он обозначается буквой M (Manual) либо символами «+» и «−», а управление осуществляется через селектор или подрулевые лепестки.

В старых моделях автоматических коробок передач вместо ручного выбора передач предлагалась функция ограничения диапазонов. Такие режимы обозначались как D3, D2, D1 или просто 3-2-1. Цифра указывала, выше какой передачи трансмиссия не переключится. Эти режимы особенно полезны в ситуациях, когда требуется стабильная тяга — например, при движении по грязи, снегу, песку, на грунтовых дорогах, при подъёмах и спусках, а также во время буксировки.

Ещё одна особенность старых АКПП — режим OD (Overdrive). По умолчанию он включен и обеспечивает работу коробки в обычном режиме с возможностью перехода на повышенную передачу. Однако при необходимости OD можно отключить с помощью отдельной кнопки — это не даст коробке включать самую высокую передачу. Такой вариант полезен, например, при езде в гору, когда скорость потока нестабильна и коробка постоянно переключается между последней и предпоследней ступенями.

Некоторые автоматические коробки передач также оснащены дополнительными режимами — S и L.
S (Sport) предназначен для более динамичной езды: в этом режиме двигатель раскручивается до высоких оборотов перед переключением, а коробка активнее переходит на пониженные передачи, обеспечивая резкие ускорения и отзывчивость при нажатии на педаль газа.

L (Low) чаще всего используется на бездорожье, при крутых подъёмах или спусках, а также при застревании в колее. В этом режиме трансмиссия удерживается на первой передаче, обеспечивая максимальную тягу. Иногда рядом с буквой L указывается цифра — она обозначает максимальную передачу, которую можно использовать. Например, L2 позволяет двигаться на первой и второй ступенях, но не выше.

В более современных коробках также встречается режим W (Winter), активируемый отдельной кнопкой. Он предназначен для езды по скользким поверхностям. В этом режиме автомобиль трогается, как правило, со второй передачи, а переключения происходят мягко, чтобы снизить риск пробуксовки и повысить устойчивость на зимней дороге.

Устройство и принцип работы АКПП

Автоматическая коробка передач управляется с помощью специальной электронной системы, которая основывается на данных с различных датчиков. Эти датчики фиксируют скорость движения, обороты двигателя, положение педали газа и другие параметры. Полученная информация позволяет системе точно определять оптимальный момент для переключения передач и выбирать подходящее передаточное число в зависимости от дорожной ситуации.

Ключевые компоненты классической автоматической трансмиссии:

  • Гидротрансформатор — преобразует и передаёт крутящий момент от двигателя к коробке передач.

  • Планетарный редуктор — управляет работой гидротрансформатора и обеспечивает переключение передач.

  • Система гидроуправления — регулирует функционирование планетарного механизма, обеспечивая плавную и точную работу всей трансмиссии.

Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществляется с помощью гидротрансформатора, который устраняет жёсткую механическую связь между ними и обеспечивает плавность хода.

Гидротрансформатор включает в себя две основные части — насос и турбину, взаимодействие которых происходит за счёт рабочей жидкости. В качестве этой жидкости обычно используется ATF (автоматическая трансмиссионная жидкость).

Альтернативой гидротрансформатору является муфта сухого трения, выполняющая аналогичную функцию. Однако вместо жидкости в ней применяется сила сухого трения для передачи крутящего момента.

Работой трансмиссии управляют электронные блоки, которые контролируют процесс переключения передач и согласовывают работу гидротрансформатора или муфты. Для наилучшей адаптации под условия движения, нагрузку на двигатель и прочие параметры, электронная система использует данные с множества датчиков и алгоритмы, заложенные в программное обеспечение.

Плюсы и минусы АКПП

Понимание принципов работы автоматической коробки передач помогает лучше оценить её достоинства и недостатки.


Начнём с плюсов.

  • Упрощённое управление. Это одно из главных преимуществ, особенно для новичков. Нет необходимости пользоваться сцеплением или вручную переключать передачи — достаточно перевести селектор в режим D для начала движения и в P после остановки. Более того, сегодня можно получить водительские права, ограниченные только автомобилями с автоматической трансмиссией. Экзамен сдавать проще, но такие права не позволяют управлять машинами с «механикой».
  • Комфорт при движении. Современные «автоматы» работают быстро и плавно, обеспечивая мягкие разгоны и торможения. А вариаторы, в которых отсутствуют фиксированные передачи, делают езду ещё более ровной — пассажиры практически не ощущают переключений, как если бы за рулём был опытный водитель механики.
  • Идеальны для городской езды. Это преимущество складывается из первых двух. В пробках с «механикой» приходится постоянно выжимать сцепление и переключать передачи, что утомляет. С автоматом движение в плотном трафике становится гораздо спокойнее.
  • Экономия топлива за городом. Существует мнение, что АКПП расходует больше топлива из-за более низкого КПД. Это действительно так при частых переключениях, характерных для городской езды. Однако на трассе автомат (особенно вариатор) способен выбирать наиболее экономичный режим движения точнее, чем водитель на механике, что позволяет даже немного снизить расход.

Тем не менее, у автоматической трансмиссии есть и свои недостатки, в основном связанные со сложностью конструкции:

  • Более высокая стоимость. Модели с автоматом обычно на 5–10% дороже своих аналогов с МКПП, поскольку сами трансмиссии дороже в производстве.
  • Дорогой и сложный ремонт. Если механическую коробку можно отремонтировать почти в любом автосервисе, то для АКПП потребуется специализированное оборудование и квалифицированные специалисты. Часто обычные СТО просто демонтируют коробку и отправляют её в профильный центр.
  • Ограничения в эксплуатации. Автоматические коробки хуже справляются с экстремальными нагрузками. Об этом подробнее расскажем отдельно.
  • Больший вес. АКПП тяжелее механических коробок, что может повлиять на управляемость автомобиля.
  • Потенциально меньший ресурс. Механика считается более надёжной и менее требовательной в обслуживании. Автомат же состоит из большого количества сложных узлов, что увеличивает риск неисправностей и может снизить срок службы.

Разновидности АКПП

Традиционная автоматическая коробка передач

Гидротрансформатор, выполняющий функцию сцепления, устанавливается непосредственно на коленчатый вал двигателя. Именно он обеспечивает передачу крутящего момента от мотора к трансмиссии. Далее, через гидротрансформатор, двигатель соединяется с планетарной коробкой передач.

Планетарный механизм включает в себя три основных элемента: солнечную шестерню, коронную шестерню и сателлиты, закреплённые на водиле. Изменение скорости вращения выходного вала — а значит, и скорости движения автомобиля — достигается за счёт блокировки определённых компонентов этого механизма.

Роботизированная коробка передач

В данном типе коробки применяется механизированная система. Роботизированная коробка дает возможность водителю активно участвовать в процессе управления и использовать ручной режим вождения.

«Узел, отвечающий за распределение и перераспределение мощности на передачах, имеет конструкцию, схожую с механической коробкой, но сама трансмиссия работает автоматически и не требует ручного переключения», — поясняют специалисты.

Вариаторная коробка передач

В данной коробке передач применяется вариатор, который обеспечивает плавное изменение передаточного отношения без четких ступеней. Это способствует более комфортному и плавному ускорению. Основой бесступенчатой трансмиссии являются два конических шкива, один из которых связан с валом двигателя, а второй передает крутящий момент на ведущие колеса автомобиля. Мощность передается через ремень (или цепь), соединяющий ведущий и ведомый валы. Каждый из валов оснащен двумя конусами, направленными вершинами друг к другу. Изменение зазора между ними приводит к смещению ремня и, соответственно, изменению передаточного отношения.

Когда конусы раздвигаются, ремень перемещается ближе к оси вращения, и наоборот. Чтобы изменить передаточное отношение, достаточно сдвигать конусы на одном валу и одновременно раздвигать на другом. Управление конусами осуществляется гидравлической системой и электроникой. Гидротрансформатор позволяет автомобилю с вариатором плавно трогаться и останавливаться, а планетарный редуктор отвечает за включение заднего хода и расширение диапазона передаточных чисел.

Что нельзя делать на автомобиле с АКПП?

Автоматическая коробка передач значительно облегчает процесс вождения, однако требует соблюдения определенных правил использования. Рассмотрим основные ограничения, которые следует учитывать владельцам автомобилей с "автоматом".

Резкий разгон непосредственно после запуска двигателя крайне нежелателен. Следует помнить, что не только двигателю, но и автоматической трансмиссии необходим период прогрева. Интенсивное ускорение сразу после начала движения может негативно сказаться на состоянии коробки передач. Рекомендуется первые несколько километров пути преодолевать в умеренном режиме, избегая резких ускорений.

Отдельного внимания заслуживает вопрос буксировки автомобилей с АКПП на значительные расстояния. Транспортные средства с гидромеханической коробкой передач или вариатором при возникновении неисправностей предпочтительнее доставлять к месту ремонта с помощью эвакуатора. Причина заключается в том, что при неработающем двигателе автоматическая трансмиссия испытывает недостаток смазки, что может привести к серьезной поломке. В экстренных случаях допускается буксировка на небольшое расстояние (до ближайшего сервиса, расположенного в паре километров) на низкой скорости (не превышающей 30 км/ч). Однако транспортировка таким способом на дальние расстояния, например, в другой населенный пункт, категорически не рекомендуется.

Примечательно, что аналогичные ограничения распространяются и на роботизированные трансмиссии, которые по своей конструкции близки к механическим. Причина в том, что управление сцеплением в таких коробках обычно осуществляется посредством гидравлической системы, для нормального функционирования которой также необходим работающий насос.

Буксование в снегу и грязи — ещё один способ, который может навредить АКПП. Продолжительные пробуксовки ведут к перегреву рабочей жидкости и подгоранию фрикционов, что в свою очередь может потребовать дорогой замены.

Что касается буксировки другого автомобиля или прицепа, строгого запрета нет, однако, если вы планируете часто возить тяжёлые прицепы, предпочтительнее выбрать машину с «механикой». Буксировка другого автомобиля возможна в исключительных случаях, при этом лучше, чтобы объект буксировки был легче вашего автомобиля.

Как продлить жизнь коробке автомат?

Автоматическая коробка передач гораздо сложнее и дороже механической, поэтому важно приложить усилия, чтобы избежать её поломок.

Резкая и агрессивная езда значительно сокращает срок службы автоматов (как и других частей автомобиля). Такая эксплуатация ведет к повышенному износу фрикционов, планетарных редукторов, муфт и других компонентов. Износные продукты загрязняют масло и могут вызвать перегрев коробки, что приводит к поломке отдельных узлов.

Чтобы продлить срок службы трансмиссии, рекомендуется соблюдать несколько правил:

  • Плавно начинать движение.

  • Не нажимать одновременно на газ и тормоз. Это вызывает перегрев масла в гидротрансформаторе и ускоряет износ коробки.

  • Избегать езды в экстремальных режимах с пробуксовками. Автоматические трансмиссии чувствительны к ударным нагрузкам.

  • Не злоупотреблять режимом кик-даун, так как это создает дополнительные нагрузки на трансмиссию.

  • Не переводить селектор в положение «нейтраль» во время движения.

  • Не использовать метод раскачивания автомобиля, если он застрял, так как это ускоряет износ фрикционов.

 

Гидрокомпенсаторы: что это такое
05.06.2025
В этом материале рассмотрим, как работает этот механизм, какие неисправности могут возникать и как можно самостоятельно произвести замену гидрокомпенсаторов.
Генератор автомобиля: что это такое?
02.06.2025
Генератор играет важную роль в работе электрической системы автомобиля. Он отвечает за преобразование механической энергии, вырабатываемой двигателем, в электричество.
Воздушный фильтр двигателя: что это такое?
29.05.2025
В этой статье мы рассмотрим, как устроен фильтр, зачем он нужен, а также разберёмся с основными моментами, связанными с его заменой.
Верхняя мертвая точка (ВМТ): что это такое?
27.05.2025
Верхняя мёртвая точка (сокращённо ВМТ) представляет собой наивысшее положение, которого может достичь поршень по отношению к коленчатому валу.
Вентиляция картерных газов (ВКГ): что это?
26.05.2025
В этом материале подробно разберём, как устроена система отвода картерных газов, какова её функция и почему она так важна. Особое внимание уделим клапану вентиляции картерных газов — его устройству, принципу работы и причинам возможных поломок.
Вакуумный усилитель тормозов: что это такое?
23.05.2025
Вакуумный усилитель тормозов, чаще известный как «вакуумник», представляет собой компонент тормозной системы автомобиля, предназначенный для увеличения усилия, передаваемого от педали тормоза.
Дифференциал автомобиля: что это простыми словами?
14.05.2025
Дифференциал — это важный элемент трансмиссии автомобиля, обеспечивающий передачу крутящего момента от коробки передач к колёсам.
Стремянка рессоры: что это такое?
06.05.2025
Стремянки рессор играют ключевую роль в подвеске грузовых автомобилей, обеспечивая прочное соединение рессоры с мостом. От прочности и надежности этих деталей напрямую зависят как безопасность движения, так и уровень комфорта при эксплуатации машины.
Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля?
03.05.2025
В этой статье мы рассмотрим, как работает аккумулятор, как понять, когда его нужно зарядить, как подготовить к зарядке и непосредственно сам процесс. Кроме того, поговорим о технике безопасности, чтобы все прошло гладко и без неприятностей.
Блок комфорта: что это такое?
02.05.2025
Блок комфорта — это элемент электронной системы автомобиля, который обеспечивает управление различными функциями, связанными с удобством и комфортом водителя и пассажиров.
Рессора (Рессорная подвеска): что это такое?
30.04.2025
Рессора — важная часть подвески автомобиля, хотя на первый взгляд она может показаться незаметной. Её задача — равномерно распределять вес машины между мостами, чтобы ездить было безопаснее и мягче, особенно под нагрузкой или на неровной дороге.
Бензонасос автомобиля: что это такое?
30.04.2025
Бензонасос перекачивает топливо из бака в двигатель и поддерживает необходимое для работы всей системы давление.
Байпас турбированного двигателя: что это такое?
25.04.2025
Байпас — это перепускной клапан, который нужен для сброса избыточного давления воздуха во впускной системе турбированного двигателя.
Амортизатор: что это простыми словами и как работает?
18.04.2025
Амортизаторы — важная часть подвески автомобиля. Их основная задача — снижать колебания кузова, которые возникают при езде по кочкам, при резком торможении или ускорении.
Почему горит лампочка abs
04.04.2025
Антиблокировочная система тормозов (АБС, или ABS) присутствует практически в каждом современном автомобиле. Однако даже она может столкнуться с неполадками.
Что такое ступица и для чего она нужна?
26.03.2025
Ступица – это важный компонент системы колеса, на котором крепится колесо автомобиля. Она представляет собой центральную часть, которая соединяет колесо с машиной и позволяет ему вращаться.